Россия под скипетром Романовых

Заботясь так много о распространении просвещения, Петр Великий желал изменить многое и в
правах русских людей, особенно дворянства.

Государь не мог оставить без внимания и ту слепую приверженность к старине, которая
мешала проведению в жизнь многих его начинаний. Он думал, что одной из главных причин
отчуждения русских от иноземцев и нежелания русских заимствовать у иностранцев хорошее
было различие между внешним обликом русского человека и западного европейца. Поэтому он
приказал всем дворянам и горожанам одеваться в немецкое платье и брить бороды.

Петру не нравилось также затворничество русских знатных женщин в теремах. Чтобы
постепенно уничтожить этот обычай, государь устраивал у себя и велел устраивать своим
приближенным так называемые «ассамблеи», или собрания, где сходились для разговоров, танцев
и других развлечений женщины и мужчины. Не особенно удобно чувствовали себя в новомодных
французских платьях и среди новой обстановки тогдашние женщины; но человек ко всему
привыкает: вошли в обычай и выезды на вечера, о которых раньше никто не смел бы и подумать.
Конечно, народные обычаи изменяются не скоро, с большим трудом. Но и в этом деле Петр
достиг некоторых успехов. Вместе с тем, однако, у некоторых нерассудительных молодых людей
появилось пренебрежение к своему родному, даже к установлениям православной церкви. Петр
весьма не одобрял вольнодумства, и подобным молодым людям приходилось не раз испробовать
на себе тяжесть его дубинки.

Новые порядки и новые обычаи трудно было заводить в старой столице. Много было в ней
людей, которые еще бороду считали образом Божьим, а за старое русское платье готовы были
стоять горой. Поэтому Петр с 1703 года почасту уже живет во вновь основанном им Петербурге, а
затем постепенно этот город превращается и столицу Русской империи.

Петербург был основан при самом устье Невы, где широкая река разветвляется на несколько
рукавов, образуя острова. Земля, на которой стоит теперь столица, была завоевана Петром у
шведов. Но она за шведами была только последние 90 лет, раньше же принадлежала нам: на
нынешнем Васильевском острове и в других местах по Неве и ее притокам кое-где уцелели еще к
тому времени русские поселения, а на том месте левого берега Невы, где теперь Смольный
монастырь, была даже православная церковь. Русские поселения встречались и далее на север,
вплоть до Выборга и Кексгольма, а на западе — до Нарвы. Когда в 1703 году Петр впервые
достиг устья Невы, он здесь нашел и взял шведскую крепость Ниеншанц, стоявшую на месте
нынешней окраины Петербурга — Большой Охты. Однако это место Петру не понравилось, и он
заложил город несколько ниже по течению реки.

Чтобы обеспечить новый город от нападения шведов, государь прежде всего озаботился
постройкой крепости. Сам он жил вблизи от нее, в маленьком домике, неустанно наблюдая за
работами. Этот знаменитый «Домик Петра Великого», одна из комнат которого обращена в
часовню, где находится чудотворный образ Нерукотворного Спаса, и теперь стоит на том месте,
где поставил его Великий царь. Сюда стекаются во множестве богомольцы для поклонения, и
здесь непрестанно совершаются молебны перед образом, сопутствовавшим Петру во всех его
походах. Вскоре вслед за построением домика и первой в Петербурге церкви Св. Троицы
(недалеко от него) появились и дворцы «летний» и «зимний»; но эти «дворцы» были скорее
похожи на обыкновенные каменные дома, которые можно встретить теперь чуть не в каждом
уездном городе: так они были малы и просты.

По мере увеличения населения Петербурга стали созидаться в нем и новые храмы Божий.
Благочестивый государь сооружал их в ознаменование важных событий. Так, была воздвигнута
церковь во имя Преподобного Самсона Странноприимца, в день памяти которого одержана была
Полтавская победа. Затем был построен храм во имя Преподобного Исаакия Далматского, в день