Россия под скипетром Романовых

боярской думой, приказал собрать все прежние сборники законов и указы прежних государей,
дополнить их некоторыми статьями греческих законов и русского по духу Статута (Уложения)
Великого княжества Литовского, а какие понадобится, написать вновь и «уложить все общим
советом, чтобы государства всяких чинов людям, от большого до меньшого, суд и расправа были
во всех делах равны». Предварительная работа по составлению нового «Уложения» (так стал
называться этот сборник законов) была поручена князю Одоевскому с товарищами, а затем в
Москву велено было собрать «людей добрых и смышленых» от всех сословий государства, т. е.
был созван земский собор. Сначала статьи «Уложения» рассматривались боярской думой и
освященным собором (так назывался совет из патриарха, митрополитов и прочего духовенства), а
потом они были читаны выборным людям, которые могли вносить в них свои поправки. Наконец,
статьи эти утверждались государем. Кроме того, выборные сами подавали челобитные, где
говорили о том, что нужно было бы издать еще такой или иной закон. Благодаря усиленным
трудам царя, бояр и выборных уже в начале 1649 года все 25 глав «Уложения», содержащие в
себе около тысячи статей, были готовы. Затем это «Уложение» было напечатано и разослано по
всему государству, чтобы воеводы, судьи, дьяки и подьячие точно и строго руководствовались
им, а населению в случае злоупотреблений легче было жаловаться, ссылаясь на всем доступные
печатные законы.

В «Уложении» находились не только законы о суде, но и много статей, касавшихся вотчин и
поместий служилых людей, земель крестьян и горожан и взимаемых с них податей, или, как тогда
говорили, «тягла». Что касается собственно судебных постановлений, то по «Уложению» самые
тяжелые наказания угрожали изменникам всякого рода, таким, например, которые сдали город
неприятелю или ввели в город иноземные войска.

Достоинство православной церкви также было ограждено. «Буде какой бесчинник, —
говорилось в «Уложении», — пришед в Церковь Божию во время святыя литургии, и какими ни
буди обычаем Божественныя литургии совершити не даст, — и того, сыскав допряма, казнити
смертью без всякия пощады». Уголовные наказания в «Уложении» были вообще очень суровы:
встречаются такие мучительные казни, как сожжение, четвертование и др. Но не надо забывать
того, что в то время во всех других европейских странах наказания преступников были еще более
жестоки: во Франции, например, секли розгами и кнутом, разрывали преступников на части,
привязывая их к лошадям, в Англии вешали за незначительную кражу; в Германии во множестве
сжигали несчастных женщин, обвиненных в колдовстве. Так что в этом отношении наши законы
того времени нисколько не были суровее тогдашних законов самых просвещенных стран.

Великий труд составления «Уложения» создал царю Алексею славу среди современников и
заслужил искреннюю признательность потомства. Недаром впоследствии князь Яков Долгорукий
говорил царю Петру, что в главном деле государей — правосудии — отец больше, нежели он,
сделал.

Изданием «Уложения» не ограничилась законодательная деятельность царя Алексея. В 1667
году последовало издание «Новоторгового Устава», который запрещал иностранцам розничную
торговлю и разрешал только оптовую, да и то в окраинных лишь городах, по преимуществу в
Архангельске. Продолжением «Уложения» служили Новоуказные статьи, издававшиеся в
последующие годы, относительно тех или других предметов, не предусмотренных «Уложением».

Из других важных мероприятий царя Алексея нужно отметить установление постоянной
почты: прежде царские грамоты посылались с особыми гонцами, со времени же польской войны
были заведены постоянные почтовые сношения, раз в неделю, с Малороссией и Западным краем;
под конец царствования Алексея Михайловича почта была уже заведена во всех крупнейших
городах.