Россия под скипетром Романовых

числа земцев на совещание о понижении крестьянских выкупных платежей. Последствием работ
этого совещания явилось чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление 28 декабря
1881 года о повсеместном понижении выкупных платежей.

Осенью того же года было созвано новое совещание сведущих людей по переселенческому
делу и по борьбе с народным пьянством.

Особые условия государственной жизни об эту пору побудили императора Александра
Третьего ввести некоторые ограничения в установленном в предшествующее царствование строе
земского и городского самоуправлений; кроме того, было уменьшено применение выборного
начала в мировом суде, в уездах исполнение судейских обязанностей передано вновь
учрежденным земским начальникам.

Государь Александр Александрович в своей деятельности был Русским православным царем-
самодержцем. Открытое и добродушное лицо его, весь могучий внешний его вид, величественно-
спокойная осанка, твердая поступь — все являло в нем древнерусского богатыря. Этим чисто
русским чертам внешнего облика императора вполне соответствовал и его русский характер —
искренний, бесхитростный, не надменный, твердый в слове, настойчивый в деле. Семейная жизнь
государя на всю Русь, в поучение ей, светила ровным, тихим, невозмутимым светом. Добрые
древние нравы как бы воскресли на Руси в семье царя-богатыря во всей их полноте и святости.

Император Александр Александрович горячо любил все свое родное: русскую речь, песню,
одежду. Русские народные песни при нем вышли из забвения, пронеслись по широкому лицу
земли Русской, неслись даже за границу, где и привлекли общее внимание.

Государь ставил себе задачей устроить все так, чтобы русский народ на всем обширном
протяжении империи был народом-хозяином, чтобы окраины теснее слились с коренной Россией.

Как русский царь Александр Третий был глубоко верующим православным человеком и для
православной церкви старался сделать все, что считал для нее нужным и полезным.

Ясно сознавая, что православие составляет основу души нашего народа, император и своим
личным примером, и всей своей деятельностью стремился возвести на подобающую высоту
православную церковь.

Вслед за вступлением его на престол стала заметно оживляться церковная жизнь: церковные
братства стали действовать бодрее и успешнее. Начали возникать общества, ставившие себе
задачей устройство духовно-нравственных чтений и собеседований и борьбу с пьянством. Вместе
с истово совершаемым богослужением в храмах православный люд стал чаще слышать и в
храмах, и вне храмов живое слово Христовой истины.

Для возвышения и укрепления православия в царствование императора Александра Третьего
основывались вновь или восстанавливались монастыри.

Государь обратил особое внимание на малое число в России, сравнительно с количеством
населения, православных храмов, и при нем началось усиленное церковное строительство. Сам
царь был большим знатоком русской церковной старины и любил, чтобы церкви строились по
древним образцам.

Государь щедро жертвовал из личных средств на постройку новых и восстановление старых
церквей. Пример его вызывал пожертвования и со стороны русских людей. За его 13-летнее
царствование на казенные средства и на пожертвованные деньги было сооружено до 5000