Россия под скипетром Романовых

Черкасский позаботились о наделении их землей. По их же почину были открыты и первые
русские училища в Холмщине. Под влиянием этих мер у холмских униатов прояснилось русское
сознание. Многие из них захотели бросить и самую унию. В 1875 году произошло воссоединение
с православной церковью последних униатов в России — холмских.

Важное государственное значение имели те меры, которые были проведены Муравьевым в
северо-западных губерниях; эти меры, по воле государя, были распространены и на юго-западный
край. Муравьев хорошо понимал, что недостаточно подавить восстание вооруженной рукой, что
надо сделать так, чтобы оно навсегда стало невозможным. Он видел, что поляки составляют в
западных губерниях лишь ничтожное меньшинство, что большинство жителей в них (кроме
Ковенской губернии, населенной литовцами) состоит из православных малороссов и белорусов,
что и в числе католиков этих губерний немало русских (особенно белорусов). Только вековая
зависимость этих русских крестьян от поляков-помещиков и евреев-арендаторов, только вековой
польский и еврейский гнет сделали их робкими и забитыми. Для Муравьева было ясно, что нужно
во что бы то ни стало поднять русское народное сознание в этих загнанных русских крестьянах.

Когда Муравьев ближе ознакомился с условиями жизни крестьян северо-западного края, то он
увидел, что Положение 19 февраля 1861 года почти не изменило их тяжелого состояния. Многие
польские помещики, ввиду ожидавшегося освобождения крестьян, заблаговременно заменили
находившиеся в пользовании крестьян земли худшими, которые потом и достались им в надел.
Много крестьян и совсем было обезземелено. Это положение было закреплено и уставными
грамотами, составленными мировыми посредниками-поляками.

Муравьев распорядился закрыть мировые посреднические учреждения и взамен их образовал
из русских чиновников особые поверочные комиссии, которым и поручил пересмотреть уставные
грамоты: возвратить крестьянам отобранные у них земли, наделить землей обезземеленных
крестьян, оценить крестьянские надельные участки по действительной их стоимости. Только
теперь, благодаря Муравьеву, крестьяне западного края почувствовали великое благодеяние,
оказанное крестьянству царем-освободителем 19 февраля 1861 года.

Устроив хозяйственное благополучие западнорусских крестьян, Муравьев обратился к другим
заботам о них. Еще при его предместнике были открываемы для крестьян народные училища, в
которых за недостатком учителей учило по преимуществу местное православное духовенство,
часто в своих домах. Муравьев исходатайствовал деньги и на постройку зданий для школ, и на
жалованье учителям. Для подготовки преподавателей открыта была в местечке Молодечне
(Виленской губернии) первая в России учительская семинария. Деятельным помощником
Муравьева в устройстве русских народных училищ был попечитель Виленского учебного округа
Корнилов. Они обратили внимание и на другие школы западного края: заменили польских
учителей в них русскими, ввели в них русский дух. Муравьев удалил и из всех
правительственных учреждений чиновников-поляков, заменив их русскими. Очень много он
сделал и для православия в западном крае: вместо ветхих и убогих деревянных церквей во многих
приходах — городских и сельских — были устроены на испрошенные им деньги прекрасные
каменные храмы: древние храмы и монастыри западного края, лежавшие в развалинах или
находившиеся в запущенном виде, были восстановлены в должном величии. Наконец, Муравьев
счел нужным принять меры к тому, чтобы пространство земель, находившися во владении
польских помещиков в западном крае, не увеличивалось, а русское землевладение возрастало.

Не долго продолжалась в северо-западном крае деятельность Муравьева, возведенного
государем в награду за его заслуги в графское достоинство, — всего лишь два года: но она
оставила после себя великий след. Теперь уже никто не скажет, что северо-западный край —
польский: благодаря твердости и мудрым заботам графа Муравьева-Виленского, посланного для
усмирения западного края лично императором Александром Вторым, по непосредственному его