Россия под скипетром Романовых

поднятия образования униатского приходского духовенства открыл в Полоцке духовную
семинарию.

Император Николай, глубоко преданный православной церкви, видел, что уния отвлекает
многих русских людей от православной России: еще будучи великим князем, он, стоя с войсками
в западном крае, близко присмотрелся к тамошним церковным делам и порядкам и знал об унии
не со слов других, ознакомился с нею непосредственно. В то же время среди самих униатов
усилилось стремление к сближению с православной церковью: в Петерберге в составе высшего
униатского церковного управления появился молодой униатский протоиерей из Киевской
Украины, со светлым умом и пламенным русским сердцем — Иосиф Семашко.

Император Николай сразу оценил этого беззаветно преданного русскому делу человека и по
его советам предпринял ряд мероприятий по делам униатской церкви. Он открыл еще одну
униатскую духовную семинарию (в м. Жировицах Гродненской губернии). Затем он велел
совершенно отделить управление униатской церковью от римско-католической.

Открытая для управления униатской церковью особая коллегия в Петербурге стала заботиться
об униатском приходском духовенстве, не давать его в обиду, стала наблюдать за тем, чтобы
богослужение в униатских церквах совершалось вполне по-православному, как то и было
обещано римскими папами при введении унии.

Польское восстание еще усилило бдительность правительства относительно Западной России
вообще и униатов в особенности. Явилась мысль о полном воссоединении их с православной
церковью. Непоколебимым и ревностным защитником этой мысли был все тот же, теперь уже
епископ, Иосиф Семашко.

В 1839 году в древнем русском городе Полоцке, откуда происходила православная святая
подвижница Евфросиния Полоцкая, униатские епископы и многие старейшие священники
собрались на собор и единогласно решили подать государю и в Святейший Синод просьбу о
соединении западнорусских униатов с прародительской православной церковью. Воссоединение
совершилось 25 марта 1839 года в заседании Святейшего Синода. Члены Синода после братского
целования приняли униатскую западнорусскую церковь в полное общение с собой и возвели
епископа Иосифа Семашко в сан православного архиепископа Литовского и Виленского. Иосиф,
впоследствии получивший сан митрополита, продолжал еще много лет ревностно трудиться над
уничтожением остатков унии. В память радостного для православной церкви и русского народа
события воссоединения была выбита медаль, на которой находились слова, как нельзя более
верно пояснявшие только что совершившееся: «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены
любовью (1839)».

Еще до воссоединения униатов император Николай принял меры против ополячения западного
края при помощи учебных заведений. Польский университет в Вильне был закрыт, а вместо него
открыт русский университет в Киеве. В учебных заведениях введено преподавание на русском
языке. В селениях государственных крестьян устроены русские школы грамоты.

Вскоре после воссоединения униатов император отменил Литовский Статут и велел ввести в
действие общие законы Русского государства.

Особенно озабочен был император улучшением быта помещичьих крестьян западного края,
заявивших себя в польское восстание такой верностью царю и России, несмотря на крепостную
зависимость от польских помещиков: они ловили и представляли начальству замешанных в
восстании польских дворян. Конечно, после восстания польские помещики готовы были всем,
чем только возможно, им мстить. После воссоединения униатов с православной церковью у них